Как сложилась судьба стартапов, о которых «Ведомости» писали в 2015 году

Самые успешные герои «Своего дела» 2015 года
Варвара Гранкова

Раз в неделю, по пятницам, в «Ведомостях» выходят предпринимательские истории – рассказы об интересных, на взгляд редакции, стартапах. В год таким образом получается 30–35 историй. Но какова судьба наших героев? Удалось ли им вырасти с момента публикации заметки? Выполнить обещания? «Ведомости» разбирались, как сейчас идут дела у 29 героев заметок 2015 г.

«Ведомости» исключили из обзора четверых молчунов, которые отказались раскрыть выручку за 2017 г.

Оказалось, что две из 25 компаний закрылись: сеть фастфуда Mr. Pit и производитель мебели Latitude. Один стартап – разработчик виджетов для обратных звонков Callbackhunter – был продан, потому что основатели оказались в затруднительном положении. Еще четыре компании находятся на грани выживания: сеть хостелов ID Hostel, аквакультурная ферма «Главрыба», производитель скворечников «Мастер Карло» и барбершоп «Усачи». Четыре стартапа находятся в состоянии застоя, не показывая значительного роста, одна компания (Laos Tea) показала рост выручки, но не смогла утроить производство, как планировала. Две компании – производитель биологических смесей для очистки коммунальных труб «Наносерв» и интернет-магазин антиквариата «Антикварус» – не ответили на запрос «Ведомостей».

Значительный прирост по сравнению с 2015 г. показали 11 компаний. В эту группу попали стартапы, удовлетворяющие трем критериям: значительный рост выручки, выполнение или перевыполнение заявленных планов развития, а также рост в натуральном выражении, а не из-за удорожания валют, роста цен или других благоприятных внешних факторов. Из этих 11 компаний «Ведомости» отобрали шесть самых динамичных и выяснили, каким образом лидерам – героям «Своего дела» удалось вырасти.

AFBrew

ООО «Аф брю» основано четырьмя петербуржцами – Никитой Филипповым, Дмитрием Булдаковым, Артемом Кольчуковым и Константином Лялиным. Они позаимствовали идею у известной шотландской пивоварни Brewdog и разработали несколько десятков рецептов оригинального крафтового пива AFBrew: тыквенного, со вкусом манго, клубники, темного эля с мексиканским копченым перцем чипотле, индийского светлого эля и др. Производственные заказы «Аф брю» размещала в небольших партнерских пивоварнях. В 2015 г. «Аф брю» продавала по 20 т пива в месяц, но предприниматели надеялись открыть собственную пивоварню и удвоить объем. Эти планы они перевыполнили: в ноябре 2016 г. выпустили 38 т пива, а сейчас варят по 64 т пива в месяц. Литр пива в рознице стоит до 1000 руб. Еще в 2015 г. партнеры позаботились о создании большой сбытовой сети, которая могла бы переварить увеличенные объемы выпуска. Тогда пиво продавалось в 100 барах и магазинах, у компании было два собственных бара.

Для открытия производства пришлось искать инвесторов, рассказал Филиппов: нужно было 30 млн руб., у основателей столько денег не было и они предложили друзьям и поклонникам пива AFBrew вложиться в проект. К лету 2016 г. на предложение откликнулось восемь человек, каждый из которых дал ссуду от 200 000 до 1,5 млн руб., всего 10 млн руб. Взамен они получили доли в ООО «Аф брю», говорит Филиппов.

Петербуржцы сняли в аренду у девелоперской компании на 10 лет 700 кв. м в одном из цехов бывшего пивоваренного завода им. Степана Разина, где с 2005 по 2013 г. выпускала пиво компания Heineken. Филиппов не называет арендную ставку, но говорит, что она невысока – собственнику завода понравилась идея. Предприниматели купили чешское оборудование для варки пива и российские бродильные танки, потом, в 2017 г., итальянскую линию розлива в стеклянные бутылки (прежде розливом занималась партнерская компания), сняли помещение под склад. В конце 2017 г. партнеры открыли третий собственный бар – прямо на заводе, где гостям подают свежее пиво. В 2015 г. ежемесячная выручка достигала 6 млн руб., сейчас – около 14 млн руб.

«Энерджи фуд рус»

Компания «Энерджи фуд рус» с 2014 г. производит энергетический мармелад с гуараной под брендом Megaday на 3 млн руб. в год. В 2015 г. совладельцы компании Даниил Сергунин и Александр Сенин рассказывали, что мармелад не принимали розничные сети, «конфетный энергетик» продавался только в интернет-магазине, вендинговых аппаратах и в нескольких книжных магазинах. Но за два года удалось продвинуть Megaday на полки шести крупных торговых сетей в Москве и регионах, говорит Сенин. Компания нашла еще два канала продаж: сети автозаправок и аптек. Энергетический мармелад пользуется особой популярностью у уставших водителей. Благодаря новой стратегии «Энерджи фуд рус» увеличила выручку в 12 раз – до 36 млн руб. в 2017 г., сказал Сенин, компания продает ежемесячно по 150 000–200 000 упаковок мармелада.

По словам Сенина, для «Энерджи фуд рус» переломным моментом стало сотрудничество с PepsiCo. Летом 2017 г. PepsiCo запустила в России акселерационную программу для продовольственных стартапов. «Энерджи фуд рус» выдержала конкурс и получила грант от PepsiCo. По данным «Коммерсанта», грант был на 500 000 руб. Часть денег партнеры потратили на маркетинговые исследования и доработку рецептуры энергетического мармелада, а также на создание нового продукта – детского мармелада с витаминами, уточняет Сенин.

Чтобы увеличить продажи, «Энерджи фуд рус» пришлось снизить цены. В 2015 г. одна упаковка энергетика в рознице стоила 100 руб., сейчас – 35–70 руб., говорит Сенин. Компания снизила себестоимость на 40% – опять-таки с помощью PepsiCo. Компания помогла предпринимателям выйти на крупных поставщиков, которые продают сырье дешевле.

«Стахановец»

Софтверной компании «Стахановец» вырасти помогла увеличивающаяся популярность программ для контроля рабочего времени у российских корпораций, говорит исполнительный директор Никита Рогозин.

В 2015 г. у компании было 2000 клиентов, сейчас – 8000. Софт позволяет следить за тем, что делает сотрудник за рабочим компьютером: какими приложениями пользуется, какую информацию отправляет с корпоративной почты. Система подсчитывает время, проведенное пользователем в соцсетях и развлекательных программах. А самая последняя версия способна выявлять сотрудников, которые пытаются майнить криптовалюту на рабочем месте.

В 2014 г. выручка компании составляла около 17 млн руб., а в 2017 г. – 100 млн руб., по словам Рогозина. Он говорит, что компании удалось увеличить продажу софта госкомпаниям, например систему закупают «дочки» «Роснефти» и «Ростелекома» (это подтверждается данными на сайтах обеих компаний). За два года компания обзавелась сетью из 400 реселлеров, говорит Рогозин.

Но компания осуществила не все планы 2015 г. Она хотела открыть офис в Великобритании, но после скандала, связанного с «Лабораторией Касперского», европейцы отказываются приобретать любые российские IT-системы, сказал Рогозин. Зато компания нашла клиентов в Азии и Латинской Америке, утверждает он.

VeeRoute

Основатели VeeRoute Михаил и Владислав Кудиновы, выпускники ИТМО, разработали софт для оптимизации маршрутов доставки. Братьям удалось создать оригинальную математическую модель с оперативным планированием маршрута на основе статистики автомобильных пробок. Кудиновы покупают информацию о пробках у компаний «Ситигид», «Квазар» и других и используют ее для изменения маршрута в реальном времени. В 2015 г. у компании было свыше 50 клиентов – в основном интернет-магазинов и курьерских компаний. За три года VeeRoute увеличила число клиентов в 3 раза, вышла на рынок СНГ, Азии и Евросоюза. Выручка в 2014 г. была мизерной, в 2015 г. – 30 млн руб., а в 2017 г. – около 100 млн, рассказывает Михаил Кудинов. Но стартапу пришлось переключиться с мелких интернет-магазинов на крупные корпорации, имеющие автомобильные парки. «Правда, тогда мы еще не знали, что сделки с крупными компаниями заключаются так долго: иногда на это уходят годы», – поясняет Кудинов.

Сначала VeeRoute разработала софт для машин инкассации. Приложение планировало подробный маршрут для инкассаторов: система предсказывала, когда закончатся деньги в конкретном банкомате и какую сумму нужно туда привезти в то или иное время. Компании удалось продать софт нескольким крупным банкам. Потом VeeRoute выпустила версии для розничных сетей и продала софт «М.видео». Клиентом компании стал также оператор экспресс-доставки «EMS Почта России». В конце 2017 г. софт купили несколько магазинов и курьерских служб в Великобритании, Чехии и Германии. Кудинов говорит, что выжить при длительных циклах заключения контрактов с корпоративными заказчиками помогли инвесторы. В апреле 2017 г. VeeRoute получила от банка «Санкт-Петербург» и консорциума частных бизнес-ангелов более $1 млн.

«Венский цех»

Компания сделала ставку на выпуск тортов и пирожных ручной работы по советским ГОСТам. Ее основатели – супруги Маргарита Данелия, внучка режиссера Георгия Данелии, и Леонид Седов – купили у компании Kraft Foods права на использование торговой марки кондитерских изделий «Большевик» (когда Kraft Foods выставила тортовый цех на продажу) вместе с оборудованием. Это помогло раскрутиться, затем супруги сосредоточились на собственном бренде «Венский цех». Компания выпускала старый добрый советский ассортимент: торты «Сказка», «Южная ночь», «Птичье молоко», «Полет», пирожные картошка, классические эклеры. Это был осознанный выбор – делать ретро-продукт, говорит Седов. Например, торт «Ленинградский» на 2 кг стоит 1299 руб., по данным сайта «Венского цеха». В 2014 г. выручка составила 300 млн руб., а в 2016 г. – около 700 млн. Самым главным достижением трех последних лет Седов считает проникновение во все крупные торговые сети. Однако в 2017 г. компании удалось вырасти только на 12%, в частности из-за закрытия крупной сети «Седьмой континент». В 2015 г. у «Венского цеха» было одно кафе-кондитерская «Венский цех» на Ленинском проспекте и небольшой магазин, а в 2016 г. компания открыла второе кафе «Сладкое несладкое» у метро «Курская». Оно достигло операционной окупаемости за семь недель. Сейчас три собственные точки компании приносят 15% выручки.

«Шуша»

Компания «Шуша» выпускает деревянные детские конструкторы на экспорт. Ее основали дизайнер Анастасия Щербакова и архитектор Василий Перфильев. Игрушки делаются из березовой фанеры и сильно отличаются от традиционных российских деревянных игрушек – сборных домиков либо фигурок из русских народных сказок. Они представляют собой наборы незамысловатых геометрических фигур, раскрашенных в яркие цвета, без каких-либо излишеств. При этом набор в 3–6 раз дороже обычной деревянной игрушки. Предприниматели в 2012–2015 гг. потратили много усилий, чтобы проникнуть в российские магазины, но высокого спроса не получили. В последние годы они сосредоточились на иностранных клиентах. Три года назад «Шуша» мечтала продавать конструкторы в США через Amazon, но помешала политика. Перфильев вспоминает, что в 2016 г. заполнил все заявки на сайте компании, но получил отказ. «Нам написали, что Amazon больше не сотрудничает с российскими компаниями», – говорит Перфильев.

Зато клиенты нашлись в Азии и Европе. Перфильев говорит, что компания в 2016–2017 гг. заключила несколько крупных контрактов в Южной Корее, Японии, а также во Франции. Покупателей «Шуша» ищет на зарубежных выставках, хотя стенд обходится недешево – в $10 000. По словам Перфильева, в 2017 г. компания продала в 5 раз больше изделий, чем в 2014 г., – 50 000 шт. Однако выручка компании в рублевом эквиваленте выросла меньше чем вдвое – с 15 млн руб. в 2014 г. до 23,3 млн руб. в 2017 г. Перфильев объясняет: крупная партия (до 10 000 игрушек) продается за $100 000, чтобы найти крупных заказчиков, пришлось сильно снижать отпускные цены – и сокращать производственные затраты. «Шуша» упростила технологию (например, уменьшила число цветов), нашла новых партнеров – фабрики в Китае. Своего производства у «Шуши» нет. «Мы смогли получить от фабрик более выгодные условия благодаря увеличению заказов», – говорит Перфильев.