Как сотрудники «Газпрома» будут сдавать экзамен по честности

Помогут ли тесты на знание корпоративной этики предотвратить злоупотребления
Варвара Гранкова

Работников «Газпрома» обязали изучать кодекс корпоративной этики – для этого сотрудники будут проходить специальный учебный курс, а потом сдавать тест на знание правил. Экзамены по этике будут проходить не реже одного раза в три года – такое требование в кодекс внес совет директоров. Как сообщил представитель «Газпрома», в 2018 г. компания разработала электронный курс на основе кодекса корпоративной этики. Обучение с 2019 г. будет проводить корпоративный институт в дистанционной форме, затем сотрудники пройдут тестирование. Обучение коснется всех работников ПАО «Газпром», уточнил представитель. На 31 декабря 2017 г. группа «Газпром» насчитывала 469 600 сотрудников, из них 5,6% – работников ПАО «Газпром».

«Газпром» утвердил этический кодекс летом 2012 г. – одним из последних в нефтегазовой отрасли. Большая часть 11-страничного документа посвящена антикоррупционному регулированию. В частности, в кодексе утверждается, что в «Газпроме» недопустимы взяточничество, кумовство и трудоустройство родственников госслужащих. Чтобы избежать конфликта интересов, работникам запрещается иметь долю в уставном капитале компании-конкурента или занимать там должности без письменного согласия руководства. Отдельная глава документа посвящена подаркам: работникам запрещено принимать подарки дороже 3000 руб. без особого повода либо за какие-то действия или бездействия, связанные с работой. От дорогих подарков сотруднику следует отказываться или обсуждать судьбу подарка на комиссии по этике. Кодекс должны соблюдать все работники «Газпрома» (прежде всего члены правления и члены совета директоров, которые являются работниками «Газпрома») и дочерних компаний.

Кодексы корпоративной этики – вынужденная формальность. Как правило, их разрабатывают и утверждают публичные компании, которые работают с иностранными инвесторами или имеют зарубежных акционеров, говорит независимый эксперт по борьбе с корпоративным мошенничеством Урал Сулейманов. Без этого документа компании сложнее привлечь зарубежных инвесторов, могут возникнуть вопросы к компаниям-контрагентам от регуляторов и банков, отмечает Сулейманов. Первые кодексы корпоративной этики в России стали разрабатывать и утверждать именно иностранцы – дочерние структуры международных корпораций. Российские компании с госучастием и госкорпорации обязаны иметь кодекс и комитет по этике, отмечает Константин Полунин, партнер-эксперт практики BCG по работе с госсектором в России.

В группе «Северсталь» действует стандарт поведения сотрудников, рассказал представитель компании. И каждый сотрудник независимо от должности под роспись знакомится с ним при приеме на работу. По словам представителя, несоблюдение стандарта может привести к взысканиям и дисциплинарным санкциям, вплоть до увольнения.

В крупных компаниях все новые сотрудники подписывают множество бумаг, в том числе и обязательство соблюдать этический кодекс, однако большинство не вчитываются в документы, говорит Сулейманов. Поэтому и проводятся тренинги для новых работников – чтобы познакомить их с важными внутренними документами, знает Полунин из BCG. Российские компании часто превращают обучение в формальность, говорит Сулейманов. «Лекции лучше всего сопровождать наглядными примерами: рассказывать, кто из сотрудников нарушал правила этики и как его за это наказали. Однако руководство не хочет выносить сор из избы. Лекции превращаются в скучный пересказ кодекса», – добавляет Сулейманов. В крупных компаниях курсы посещают весь высший руководящий состав, начальники подразделений и сотрудники, вовлеченные в бизнес-процессы, связанные с повышенным риском нарушений, отмечает Александр Соколов, управляющий партнер департамента финансового консультирования Deloitte. В последнее время все больше компаний проводят деловые игры и показывают работникам фильмы о корпоративной этике, сотрудники разгадывают кроссворды и участвуют в викторинах и соревнованиях, добавляет Соколов.

Однако мало кто тестирует сотрудников на знание этических кодексов, рассказали «Ведомостям» консультанты и члены советов директоров нескольких крупных российских компаний. Например, в компании «Сибур» сотрудники сдают обязательные тесты, но только вновь нанятые, рассказал Алексей Никифоров, директор юридической поддержки. По его словам, в 2017 г. компания провела очное обучение всех работников предприятий, а в 2018 г. 2846 новых сотрудников прошли онлайн-обучение корпоративной этике. Если новый специалист провалил тест, то его снова отправляют на курсы, с ним беседует менеджер, а затем сотрудник вновь сдает тест, отмечает Никифоров. Представитель «Северстали» рассказал, что все сотрудники раз в два года проходят онлайн-курс по противодействию коррупции, а затем тестирование. В группе «Фосагро» сотрудников, имеющих доступ к компьютеру, ежегодно тестируют на знание кодекса этики, сообщил представитель компании.

Машинальное проставление галочек в тесте вряд ли снизит злоупотребления в компании, считает бывший заместитель гендиректора «Сбербанк страхования» Дмитрий Багинский, ныне консультант и бизнес-тренер. Если хорошо составить тест, такое тестирование поможет избежать случайного нарушения правил по незнанию, уверен партнер компании «Экопси консалтинг» Григорий Финкельштейн. Например, сотруднику можно предложить конкретный кейс и попросить его ответить, распространяется ли на этот случай действие кодекса корпоративной этики или нет, говорит Финкельштейн. Кроме того, тестирование создает основу для дальнейшего применения карательных мер, считает эксперт. Чтобы кара была эффективной, нужно сначала убедиться, что сотрудник знает правила и сознательно пошел на нарушения. А успешная сдача зачета по корпоративной этике и станет таким подтверждением, говорит Финкельштейн.