Как правильно дерегулировать малый бизнес

Диалог между предпринимателем и государством в нашей стране обычно строится по одной схеме. «Чем вам помочь?» – спрашивает государство. «Не надо помогать! – напрягается предприниматель. – Вы просто не мешайте, и все будет хорошо!» «Нет-нет, мы вам обязательно поможем, ведь это наша работа!» – не собирается отступать государство. Судя по количеству занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, самочувствие бизнеса не становится лучше. Потому что, если не снизить административную нагрузку на малый и средний бизнес, никакие меры поддержки не помогут.

Административная нагрузка вовсе не абстракция. Какой-нибудь нормативный акт, принятый еще в советские годы, но никем не отмененный, регламентирует, что производственный процесс должен происходить определенным образом. Но на практике и технология давно изменилась, и клиенты – все другое.

В цифровую эпоху продолжается нескончаемый бумажный документооборот. Проверяющим до сих пор нужна синяя печать на каждом листе из толстой пачки, нельзя пропустить даже в одном месте. В Сбербанке мы в прошлом году в 2 раза сократили оборот бумажных документов расчетно-кассового обслуживания. Сэкономили деньги и время, освободили место в архивах, сохранили пару тысяч деревьев.

В январе этого года на Гайдаровском форуме проблему избыточного регулирования отметил Дмитрий Медведев. Его поразило, что предпринимательскую деятельность сегодня регулирует более 9000 нормативных актов, многие из которых безнадежно устарели. Эти акты зачастую регламентируют каждую мелочь. Сильнее всех от такого положения дел страдают малые и средние предприятия: микробизнес имеет существенные послабления, крупный – специалистов для взаимодействия с регуляторами. А те, кто уже не микро, но еще не крупный, под регуляторный пресс попадают по максимуму.

В качестве лекарства премьер-министр предложил регуляторную гильотину: «Все ранее действующие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований». Пересмотреть тысячи документов планируется уже к 1 февраля 2020 г.

По оценке Центра стратегических разработок, улучшение регулирования способно обеспечить до 1,5–2,5% прироста ВВП в год. О реальности этих цифр свидетельствует опыт других стран. К примеру, по данным международной консалтинговой компании Jacobs, Cordova & Associates, применение регуляторной гильотины в Хорватии в 2006–2007 гг. привело к дополнительному росту ВВП на 0,2–0,3%. В 1998 г. в Южной Корее аналогичная мера дала экономический эффект в 4,4% от ВВП, создав более 1 млн рабочих мест в течение 10 лет. Австралии в 2008–2013 гг. удалось обеспечить дополнительный экономический рост в 1,3% ВВП.

Так что качественное дерегулирование действительно снижает административные барьеры, улучшает бизнес-климат и стимулирует экономический рост, помогает создавать новые рабочие места, повышать производительность труда, да и в целом диверсифицировать экономику благодаря наращиванию несырьевого экспорта. Главное, чтобы процедура дерегулирования проводилась в тесном взаимодействии регуляторов и предпринимателей – конечных бенефициаров процесса. Иначе эффекта не будет.