Как меценаты поддерживают образовательные проекты

Три частные школы, созданные членами списка Forbes, и закрытый клуб выпускников Санкт-Петербургского государственного университета – меценаты рассказывают свои истории
Twiter / spb_university

Расходы на образование в 2017 г. составили 595 млрд руб., прибавив за год 54 млрд, говорила в январе Ольга Васильева, занимавшая тогда пост министра образования и науки (теперь она – министр просвещения). Но в перспективе выделяемых бюджетных средств (сейчас это 3,6% ВВП) не хватит даже для минимального развития школ и университетов, прогнозируют эксперты РАНХиГС. Все больше образовательных проектов финансируют частные жертвователи. Меценаты рассказывают изданию «Ведомости&», зачем и сколько тратят на свои проекты.

Школа «Летово»

Основатель группы «Русагро», № 50 российского списка Forbes с состоянием $2 млрд, Вадим Мошкович окончил известную московскую математическую школу № 57. «Мои интересы чуть шире: я хотел построить школу более многозадачную», – говорит бизнесмен изданию «Ведомости&».

В этом году миллиардер открыл в Москве «Летово» – школу для способных и мотивированных детей. «57-я школа отвечает запросу на математиков, а школа «Летово» отвечает всем запросам современного общества и отличается подходом к образовательному процессу», – объясняет Мошкович.

В «Летово» каждый школьник учится по индивидуальному плану. «Ученик вместе с наставником ставит цели по предметам, определяет результаты, которых хочет достичь, – рассказывает Мошкович. – У каждого ученика есть свое расписание, классов нет: на одном уроке дети могут быть в одной группе, а на следующем – в другой. Они учатся самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свой выбор».

В школе работает 79 учителей, которые прошли специальный отбор. Для каждого преподавателя, как и для учеников, предусмотрена индивидуальная программа развития. «За последний год к нам два раза приезжала команда профессоров из Стэнфордского университета и проводила курс обучения для нашей команды», – говорит создатель «Летово».

Сейчас в школе 243 ученика, примерно половина – из регионов. Обучение и проживание стоят около $20 000 в год, но талантливые дети могут поступить в «Летово», даже если у их родителей нет возможности оплачивать обучение, – сейчас 85% учеников учатся на стипендии.

Главная цель Мошковича – сделать «Летово» лучшей школой России и позволить выпускникам поступать в топ-10 вузов России и топ-50 университетов мира. Он полностью финансирует школу: потратил $80 млн на строительство, а еще $120 млн вложил в эндаумент, который покрывает около трети бюджета «Летово». Недостающие две трети Мошкович пока выплачивает из личных средств, но в будущем рассчитывает привлекать партнеров.

Школа Ayb

Основатель группы компаний ABBYY Давид Ян (с состоянием в $500 млн замыкает список 200 богатейших россиян) учился в Ереванской физико-математической школе в начале 1980-х. «Когда нам не понравился прежний учитель физики, мы устроили забастовку, и руководство школы позволило нам самим выбрать себе преподавателя, – вспоминает Ян. – На первом же уроке он сказал: «Все, кому неинтересно заниматься физикой, могут выйти из класса. Я поставлю вам четверку, чтобы не тратить свое и ваше время. С теми, кто останется, я буду заниматься физикой по-настоящему». Мы исследовали мир сквозь призму физики <...> Мы чувствовали свободу и самостоятельность».

Ян говорит, что школа сыграла важную роль в его развитии как человека и предпринимателя. В знак благодарности он вместе с другими добившимися успеха выпускниками создал образовательный фонд Ayb, основной проект которого – одноименная школа. На развитие Ayb предприниматель вместе с супругой тратят около 80% свободных денег, всего школу финансируют около 200 филантропов. Спонсорская поддержка обеспечивает и стипендии: в Ayb может учиться любой ребенок, успешно сдавший вступительные экзамены.

Кампус на 800 человек с инфраструктурой (центр науки и технологий, церковь и общинный центр, спортивный комплекс, детский сад и общежития) располагается в Ереване. Перед запуском школы команда изучала международный опыт. «Практика Финляндии укрепила нас в понимании того, что школа должна быть сообществом, важной частью которого являются родители, – рассказывает Ян. – У англичан мы научились проводить качественные экзамены. Но просто перенять опыт невозможно – можно его осмыслить и построить модель, которая работает в своем культурном и ментальном контексте».

Образовательной основой школы Ayb стал Араратский бакалавриат – программа, разработанная вместе с Кембриджским университетом и Институтом образования UCL. Она предполагает, что учителя не просто вкладывают в ребенка знания, но помогают раскрыть потенциал и развить профессиональные качества. Программа уже получила международное признание – при поступлении в зарубежные вузы выпускники не должны сдавать дополнительные экзамены.

Школа UWC Dilijan

«За годы учебы в Московском авиационном институте мне пришлось сдавать экзамены по 56 разным предметам, – вспоминает сооснователь международной школы для подростков в Армении UWC Dilijan Вероника Зонабенд. – Не все потом пригодилось в жизни, зато выработался важный навык – умение доискиваться сути и находить оригинальное решение любой задачи, а не выбирать готовое». Этот навык помог Зонабенд, когда вместе с супругом – предпринимателем и одним из основателей Московской школы управления «Сколково» Рубеном Варданяном (№ 109 в российском Forbes с состоянием $950 млн) – они задумались, какое образование хотят дать детям. Тогда им пришла в голову идея создать в родной Армении школу, которая сможет конкурировать с лучшими учебными заведениями мира. «Задача образования и школы заключается не столько в подготовке к сдаче экзаменов, – говорит Зонабенд, – а скорее в том, чтобы научить преодолевать сложности, адаптироваться к меняющейся среде и жить в мире неопределенности, критически мыслить и принимать собственные решения».

UWC Dilijan открылась в Дилижане в 2014 г. Школа – часть международного образовательного движения «Колледжи объединенного мира» (UWC), куда входят 17 международных школ-пансионов. Сегодня в колледже учатся около 200 подростков из более чем 80 стран. Главная миссия UWC Dilijan – воспитывать граждан мира, при этом важную роль играет диаспора. «В одной комнате могут жить ребята из богатых и небогатых семей, из Израиля и Палестины, – говорит Зонабенд. – Мы понимаем, что будущее – за людьми с глобальным мышлением. Для них не существует границ, но при этом они помнят и уважают свои корни – историю своей семьи, страны, нации». Обучение в школе ведется по программе Международного бакалавриата (IB Diploma) – она рассчитана на подростков 16–18 лет, а результаты выпускных экзаменов признаются университетами всего мира.

Кампус школы располагается на территории национального парка Дилижана. «Есть большой бассейн и тренажерный зал, футбольное поле, соответствующее стандартам FIFA, теннисные корты, black box для музыкальных и театральных представлений, своя музыкальная студия, арт-классы, современная библиотека, медицинский центр», – перечисляет Зонабенд.

Около 95% студентов UWC Dilijan учатся на полные или частичные гранты.

Клуб выпускников СПбГУ «1724»

«Мировые компании постоянно борются за право быть лучшими: придумывают сервисы, которые сделают жизнь проще, учатся правильно мотивировать сотрудников и эффективнее выстраивать отношения с клиентом. При этом в университетах конкуренции нет», – говорит один из основателей компании Ward Howell Георгий Абдушелишвили. 20% своего годового дохода он тратит на поддержку образовательных проектов: финансирует профессорскую ставку в Европейском университете и Ассоциацию выпускников родного СПбГУ.

«Современные выпускники плохо приспособлены к реальной жизни, – говорит меценат. – Часто они не понимают, что делать после окончания вуза: где и какую искать работу». Одна из задач Ассоциации выпускников – помочь вчерашним студентам построить карьеру. Для этого есть две программы: стипендиальная и менторская. Талантливые студенты магистратуры СПбГУ в течение года могут работать в паре с ментором – успешным представителем одной из компаний – партнеров ассоциации (среди них, например, фармацевтический «Герофарм» и биотехнологическая Biocad). Вместе они определяют профессиональные цели студента и придумывают, как их достичь.

«Ассоциация – это своего рода медиум. Мы одновременно привносим практику в систему обучения, позволяем выпускникам поддерживать связь друг с другом и выступаем в роли коммуникационного канала для продвижения интересов университета».

Андрей Денисенков, член правления Ассоциации выпускников СПбГУ, заместитель исполнительного директора НПФ «Благосостояние»

В прошлом году ассоциация организовала больше 20 событий. Среди них – фестиваль знаний, посвященный 100-летию Октябрьской революции форум «100 оттенков красного» и парусная регата. Чаще всего финансируют такие события корпоративные спонсоры, но, например, «100 оттенков красного» финансировал лишь один меценат-выпускник. Всего в 2017 г. на реализацию проектов удалось привлечь чуть больше 40 млн руб.

«В целом у нас хорошо организован поиск денег на конкретные проекты, – говорит член правления ассоциации Андрей Денисенков. – В то же время с бюджетом самой ассоциации (в прошлом году операционные расходы и затраты на инфраструктуру составили около 15 млн руб. – «Ведомости&») ситуация сложнее – мало кто хочет абстрактно финансировать чью-то зарплату». Чтобы решить эту проблему, члены ассоциации создали закрытый клуб для меценатов. Сегодня в «Клубе 1724» (он назван в честь даты основания СПбГУ) состоят около 30 человек – это основные меценаты ассоциации. В клуб может вступить любой выпускник, подписавшийся на годовой членский взнос в символичной сумме 172 400 руб. Планируется, что в течение ближайших двух лет подписка на членство в «Клубе 1724» позволит полностью обеспечить финансирование административных и общих расходов ассоциации.

«Это похоже на private banking – персональное банковское обслуживание. Только в нашем случае клиент – это меценат, – говорит Денисенков. – Мы хотим, чтобы люди, которые поддерживают свою альма-матер, получали дополнительные бенефиты: могли знакомиться друг с другом, ходить на экскурсии по лабораториям и недоступным в обычное время местам университета, узнавать что-то новое. А мы в свою очередь сможем более фокусно показать, как и в чем могут сотрудничать выпускники с университетом, на какие задачи развития науки и образования уже сейчас может оказывать влияние выпускник, рассказать о задачах, которые есть у СПбГУ». &

Присоединяйтесь к ассоциациям выпускников российских вузов

Дальневосточный федеральный университет
borovik.ag@dvfu.ru
https://www.dvfu.ru/alumni/contact/

Московский авиационный институт
(499) 158-44-54
mail@clubmai.ru
http://www.clubmai.ru/

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ
(495) 225-40-49
alumni@mgimo.ru
http://alumni.mgimo.ru/page/staticpage/show_static_page.seam?staticPageId=281

Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)
kanz@mgsu.ru
http://mgsu.ru/graduate/Associaciavipusknikov/

Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
(499) 244-88-88
av@av-msal.ru
http://www.av-msal.ru/association/

Московский физико-технический институт (государственный университет)
alumni@mipt.ru; alumni@phystech.edu
https://mipt.ru/alumni/

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
(492) 638-44-52
kopytov@misis.ru
http://misis.ru/graduates/alumni/alumni-department/

Национальный исследовательский Томский государственный университет
(3822) 783-706
alumni@mail.tsu.ru
http://alumni.tsu.ru/

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
(
495) 772-95-90 доб. 12542 /11617
alumni@hse.ru
https://alumni.hse.ru/news/as/

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
(495) 788-56-99, доб. 7071
75@mephi.ru
https://alumniclub.mephi.ru/feedback

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
(913) 450-14-04
alumni-union@nsu.ru
http://alumninsu.ru

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ
(495) 708-37-60
xrib@mail.ru
https://www.sechenov.ru/univers/structure/other/assotsiatsiya-vypusknikov/

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Министерства здравоохранения РФ
(905) 229-60-22
ejvcons@mail.ru
http://1spbgmu.ru/ru/obschestvennaya-zhizn/vypusknikam

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

information@ranepa.ru
https://www.ranepa.ru/vypusknik/kluby-vypusknikov

Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина
(499) 727-04-62
grads.gubkin@mail.ru
http://grads.gubkin.ru/

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения РФ
(495) 434-22-66
alumni2med@rsmu.ru
http://alumni2med.ru/about/

Российский университет дружбы народов
alumni@rudn.ru
http://alumni.rudn.ru/

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
alumni@rea.ru
https://www.rea.ru/ru/org/affiliates/Pages/vipusk.aspx

Санкт-Петербургский государственный университет
(812) 363-60-20
info@alumnispbu.net
https://alumni.spbu.ru/association/

Санкт-Петербургский государственный экономический университет
(812) 310-38-64
http://alumni.unecon.ru/?page_id=11

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
(911) 922-20-89
info@politechspb.ru
director@politechspb.ru
http://politechspb.ru/ob-assotsiatsii-vypusknikov-politekhnicheskogo-universiteta-sankt-peterburga/

Сибирский федеральный университет
rector@sfu-kras.ru
alumni@sfu-kras.ru
http://alumni.sfu-kras.ru/

Университет ИТМО
alumni@corp.ifmo.ru
https://alumni.ifmo.ru/

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
alumni@urfu.ru
https://alumni.urfu.ru/ru/associacija-vypusknikov-upi-urgu-i-urfu/

Финансовый университет при Правительстве РФ
(495) 249-52-19
DAKosova@fa.ru
http://www.fa.ru/org/div/gprsvip/Pages/About.aspx

Текст: Маргарита Шило