Как «Сколково» увеличивает число экспортеров

У каждого восьмого резидента фонда уже есть валютная выручка
Ховербайк придумал Александр Атаманов, серийный предприниматель из Санкт-Петербурга / Максим Стулов / Ведомости

В ноябре 2018 г. CNN показал сюжет о том, как арабские полицейские проходят тренинги пилотирования ховербайков. Аппарат, представляющий собой нечто среднее между квадрокоптером и летающим мотоциклом, весит 115 кг, может развивать скорость до 96 км/ч, как дрон способен летать 40 минут, в пилотируемом режиме – 20–25 минут. Цена – $150 000. Телеканал представлял изобретение как продукт калифорнийской компании Hoversurf. На самом деле офис в США отвечает за маркетинг и продажи.

Придумал ховербайк Александр Атаманов, серийный предприниматель из Санкт-Петербурга. В 2014 г. он одновременно зарегистрировал компанию ОКБ «АТМ Грузовые дроны» в России и Hoversurf – в США. Российская компания – резидент «Сколково», и разработка ведется именно в технопарке инноцентра. Демонстрация первой модели летающего мотоцикла состоялась здесь же во время проведения Startup Village в июле 2016 г. Это лишь один из примеров международной экспансии стартапов «Сколково».

Вижу цель

Каждый сотрудник международного департамента Фонда «Сколково» отвечает за конкретную группу стран и нарабатывает в них персональную сеть контактов. В каждой стране своя специфика: где-то есть агентства технологического развития (такими, по сути, являются, например, Enterprise Singapore и EDB), где-то инновациями занимаются государственные венчурные фонды (например, Shenzhen Capital Group, один из крупнейших государственных фондов в Китае), где-то активны внешнеторговые объединения (например, Российско-германская внешнеторговая палата объединяет все немецкие компании, работающие в России), где-то – корпорации.

Специалисты «Сколково» прорабатывают весь ландшафт. Это помогает лучше понимать специфику стран, интересы разных сторон и делать их взаимодействие со сколковскими стартапами максимально эффективным. Компанию, имеющую экспортные амбиции, по сути, последовательно ведут по дорожной карте.

«Это системная, рутинная работа, но она дает результат, помогает находить партнеров, заключать договоры. Мы хотим, чтобы разработки, которые есть в «Сколково» и хорошо себя чувствуют в России, внедрялись повсеместно и зарабатывали на новых, зарубежных рынках», – говорит Юрий Сапрыкин, вице-президент Фонда «Сколково» по региональному и международному развитию. В прошлом году валютная выручка сколковских стартапов превысила 2 млрд руб.

По миру

Для молодых компаний полезно бывает поработать в международном акселераторе. Сразу можно протестировать свою идею на зарубежных клиентах, познакомиться с локальным рынком, с инвесторами. «Сколково» дает своим резидентам такую возможность – в партнерской сети фонда более 50 акселераторов по всему миру, в том числе Plug and Play, Venture Out New York, Starta Accelerator и Innoway. Фонд помогает контактами. На акселерационные программы семи специально отобранных бизнес-акселераторов (два в Нью-Йорке, в Питсбурге и Саннивейле, два в Китае – в Шанхае и Пекине, а также в Риге) можно получить грант. Международные акселераторы работают с компаниями на разных условиях, но, как правило, это инвестиции за долю в компании. Фонд «Сколково» для своих портфельных компаний договаривается с акселераторами о том, что сколковские компании принимаются в программы без отчуждения доли: компании оплачивают программу, а затем могут получить микрогрант на компенсацию до 50% расходов.

Акселерация помимо сети контактов и знакомства с местными инвесторами помогает компаниям сориентироваться на сложных рынках и понять, стоит ли туда идти в принципе. Даже эксперты с высокой компетенцией в России могут не знать всех нюансов.

Участие в акселерационных программах интересно компаниям на ранних стадиях развития. Для более зрелых, как правило, важнее уже непосредственные контакты с потенциальными заказчиками, замечает он.

Товар лицом

«Сколково» постоянно посещают делегации из разных стран, заинтересованные в развитии инноваций в той или иной сфере. В декабре, например, приезжали технические директора альянса Renault-Nissan-Mitsubishi и ПАО «АвтоВАЗ» из Франции, Японии и России. Им показали проекты компаний-резидентов, разработки которых могли бы быть интересны для автомобильной индустрии: Vist robotics (система управления технологическими процессами на открытых горных работах в полностью автономном режиме), Rightech (решения на основе IoT-платформы собственной разработки), Webgears (создание 3D-моделей техники, зданий) и другие компании.

Поскольку до визита тщательно выявляется запрос, польза таких роуд-шоу для стартапов очевидна. Например, в 2016 г. делегация из Гонконга, которую возглавлял глава казначейства КС Чан, приезжала в «Сколково» смотреть финтех-стартапы. Поскольку в сфере финтеха помимо технологий большую роль играет регулирование, которое заметно различается от страны к стране, в Гонконге создана правительственная организация Invest HK – нечто вроде службы одного окна для иностранных компаний. После чего главным контактом для иностранной финтех-компании становится принадлежащий государству IT-кластер Cyberport. Обо всем этом профессор Чан рассказал в «Сколково». На той же встрече один из резидентов «Сколково» – компания CashOff заручилась поддержкой главы казначейства. «Стартап получил комфортную точку входа», – говорит Сапрыкин. В этом году CashOff открыла в Гонконге центр стратегического развития бизнеса как раз на территории Cyberport.

Показать себя

Лучший способ для стартапов заявить о себе – участие в международных конкурсах и выставках. Здесь «Сколково» тоже помогает своим резидентам. Можно получить мини-грант на эти цели, но для тех компаний, которые уже состоялись в России, это непринципиально – оплатить билет на профильную выставку многие резиденты в состоянии сами. «Проблема – встретиться с нужного уровня людьми, принимающими решения. «Сколково» – известный в мире институт развития, и своим авторитетом мы помогаем компаниям, [с нашей помощью] их готовы выслушать», – объясняет Сапрыкин.

Илья Чех, основатель компании «Моторика», которая производит бионические протезы, планирует сосредоточиться на рынках Европы и Юго-Восточной Азии. В Европе идет сертификация продукции, офис планируется открыть в следующем году. Сейчас решается, в Китае или Индии создавать азиатский офис. Чех говорит, что это будет полноценное представительство, созданное с местными партнерами, которое будет заниматься и производством, и обслуживанием протезов. «Сколково» помогает двумя важными вещами. Это участие в выставках, благодаря которому нас заметили, и партнеры в разных странах, которые занимаются «приземлением» местных компаний к себе в регион, оказывают маркетинговую и юридическую поддержку», – рассказывает Чех.

Рубеж преодолели

более 38 компаний «Сколково» приняли участие в программах международной акселерации в разных странах в 2017 г.

свыше 200 стартапов работает на зарубежных рынках

в 70 странах мира идут продажи

5,1 млрд руб.
выручка от международных продаж в 2017 г.

60 акселераторов в 20 странах входят в партнерскую сеть «Сколково»

Как правило, к крупным выставкам приурочены бизнес-миссии. Организовывать их помогают как раз персональные контакты Фонда «Сколково». За 2018 г. таких миссий было больше десятка. По словам Сапрыкина, все они точечные. «Мы вместе с компаниями определяем тех партнеров, которые им интересны, и стараемся добиться встречи с этими партнерами. Можно просто постоять на выставке, а можно за 3–4 дня встретиться с 5–7 релевантными корпорациями», – говорит он. Насколько выставки и бизнес-миссии продуктивны?

Яркий пример – Group-IB, специализирующаяся на предотвращении кибератак, резидент «Сколково» с 2011 г. Илья Сачков, генеральный директор и основатель Group-IB, рассказывает, что за семь лет сотрудничества компания приняла участие более чем в 20 мероприятиях экосистемы инновационного центра. На стенде России, организованном Фондом «Сколково» на саммите АСЕАН, Group-IB представила первую в мире систему, которая позволяет в одном интерфейсе рассматривать контекст атаки, предотвратить ее на этапе подготовки и в некоторых случаях понять, кто совершает атаку, с точностью до человека. «Для меня было большой честью показать наши решения в сфере кибербезопасности лидерам стран АСЕАН, президенту России и членам правительства», – говорит Сачков.

Саммит оказался для компании продуктивным. «Деятельность финансово мотивированных киберпреступников и проправительственных хакеров носит глобальный характер, поэтому на саммите наши решения для проактивного обнаружения киберугроз вызвали большой интерес у представителей транснациональных компаний и государственных структур, которые инвестируют в развитие умных городов и увеличение количества устройств, подключенных к системе интернета вещей», – добавляет Сачков.

Group-IB планирует открыть глобальную штаб-квартиру в Сингапуре в 2019 г. и до 2022 г. инвестировать до $30 млн в развитие инфраструктуры для борьбы с киберпреступниками в Сингапуре. Юго-Восточная Азия сейчас является для компании одним из приоритетных регионов для развития.

Таможня дает добро

Найти зарубежных партнеров – большое дело. Не меньшее дело – организовать даже тестовую поставку своего инновационного продукта за границу. На территории инноцентра есть собственная Таможенно-финансовая компания, которая помогает стартапам экономить на экспортных операциях и при ввозе необходимого оборудования. Резиденты «Сколково» освобождаются от таможенных платежей и уплаты НДС. В 2017 г. льготами воспользовалось больше 250 участников, что сэкономило им более 1 млрд руб.

Не менее важно, как отмечает Сапрыкин, непосредственное сопровождение экспортных операций. Например, для компании «ЭкзоАтлет», производителя экзоскелетов для реабилитации пациентов, потерявших возможность ходить, первым зарубежным рынком стала Южная Корея, где разработкой заинтересовались частные инвесторы и государственный фонд. Для ввоза продукции в Корею есть определенные процедуры, предусматривающие существенные штрафы и неустойки. Если нет опыта, могут быть ошибки. «Мы помогли пройти все процедуры безболезненно», – говорит Сапрыкин.

Продукция резидентов далеко не тривиальная, поэтому помощь при экспорте востребована. Например, Научно-исследовательская лаборатория автоматизации проектирования в 2017 г. вывозила роботов для продажи на Amazon, «Сибур-Инновации» – образцы исследования в Германию, «Амальтея-Сервис» – аппараты мокрого помола для сжигания водоугольного топлива в Австрию.

«Мы заинтересованы в успешных кейсах, – говорит Сапрыкин. – Group-IB помогает странам защищать цифровой суверенитет, «Вокорд» реализовала в Индонезии государственный проект по биометрической идентификации. Все это сложная математика, которой Россия славится. Радуемся, когда у резидентов все получается, в том числе и с нашей помощью. Такие созидательные примеры профилактируют ярлыки, которые на Россию вешают». &

Текст: Варвара Грошева