Транспортный переворот

Как развивается транспортная инфраструктура Москвы
Ярослав Чингаев для Ведомостей

Ежегодно в развитие транспортной инфраструктуры Москвы вкладывается 350–360 млрд руб. Помогает ли это городу ехать быстрее?

Аншлаг под землей

С начала 2018 г. метрополитен и Московское центральное кольцо (МЦК), проходящее по Малому кольцу Московской железной дороги, перевезли более 2,1 млрд пассажиров, а годовой рост потока превысил 40 млн пассажиров, сообщала пресс-служба столичной подземки. 40 млн человек – это больше численности населения крупнейшей городской агломерации мира Токио-Йокогама, в которой живет 38 млн человек. По пассажиропотоку Московский метрополитен входит в пятерку крупнейших в мире. Главный драйвер роста перевозок – запуск новых станций.

За последние семь лет столичное метро с учетом МЦК увеличилось в длину почти на треть – построено 137 км линий и 73 станции (всего их на конец 2018 г. 261), говорит руководитель московского Департамента строительства Андрей Бочкарев. Еще более 150 км линий с несколькими десятками станций проектируется или строится.

Через пять лет, по прогнозу департамента строительства, протяженность московской подземки превысит 570 км (это примерно равно расстоянию от Москвы до Воронежа).

Только на Большой кольцевой линии (БКЛ), которая соединит все радиальные ветки, будет расположена 31 станция. На 17 станциях будут пересадки на другие линии метро, на двух – на МЦК и на семи – на радиальные железные дороги.

до 24% от общего объема строительства на жилых территориях должны занимать объекты социальной инфраструктуры, административные, общественные и деловые объекты

не более 500 м должен пройти москвич до школы, спортивного комплекса или магазина с товарами повседневного спроса

не менее 24 кв. м жилья должно приходиться на человека к 2025 г., для этого в Москве нужно 285 млн кв. м жилья

650 км составит в перспективе протяженность московского метро. Оно станет в 2 раза длиннее
Примерно так же вырастет улично-дорожная сеть – до 5900 км

«Суммарно протяженность БКЛ – почти 70 км, она станет самой большой в мире. Даже у нынешнего лидера – Пекина – она составляет 57 км», – рассказывает Бочкарев.

Первый участок БКЛ протяженностью 10,5 км открылся в конце февраля 2018 г. на северо-западе Москвы. Он включает пять станций: «Петровский парк», «ЦСКА», «Хорошевская», «Шелепиха» и «Деловой центр». Непосредственно в состав будущего кольца войдут станции «Петровский парк», «ЦСКА» и «Хорошевская», а станции «Шелепиха» и «Деловой центр» станут ответвлением от него в направлении «Москва-сити». По планам департамента строительства БКЛ должно замкнуться в 2023 г.

«Главные достижения последнего десятилетия лежат в сфере общественного транспорта и, в частности, метростроения. Темпы развития метрополитена в Москве рекордные за всю его 80-летнюю историю», – прокомментировал изданию «Ведомости&» Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.

Сквозь город

«Важно создать единый транспортный контур, объединяющий все виды городского транспорта. Для этого необходимо построить максимально возможное количество пересадок. Таким образом, у пассажиров появится больше вариантов для выбора оптимальных маршрутов. Причем речь идет не только о линиях метро, в системы должны быть включены и наземный транспорт, и МЦК, и будущие московские центральные диаметры (МЦД)», – считает Бочкарев.

Запуск МЦК, интегрированного в систему метрополитена, состоялся в сентябре – ноябре 2016 г. На реконструированном Малом кольце Московской железной дороги открыта 31 станция. В июле 2018 г. МЦК перевезло 200-миллионного пассажира. Ежедневно МЦК в среднем перевозит 400 000 человек. 7 ноября МЦК установило новый суточный рекорд по перевозке – 501 000 пассажиров. В 2019 г. движение поездов по МЦК в час пик сократится до 4 минут.

А с запуском МЦД центр города будет связан с отдаленными районами радиальными направлениями Московского железнодорожного узла. В конце 2019-го – начале 2020 г. планируется открыть два диаметра: Одинцово – Лобня и Нахабино – Подольск. Это 132 км и 66 станций, 27 из которых будут иметь пересадки на метро, МЦК и радиальные направления железной дороги. Потом появятся еще три диаметра – от Зеленограда до Раменского, МЦД-4 от Апрелевки до Железнодорожного и МЦД-5 от Пушкино до Домодедова (сроки реализации пока не называются).

Пассажиропоток всех пяти диаметров составит более 330 млн человек в год. Реализация проекта МЦД разгрузит транспортную инфраструктуру столицы на 10–12%. Также разгрузятся вылетные магистрали и станции метро, расположенные вблизи линий МЦД.

Хорошей дороги

За последние семь лет в Москве появилось более 800 км новых дорог, развязок и тоннелей, в планах на 2019–2023 гг. – строительство еще 500 км дорог (почти в 5 раз больше протяженности Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) – она равна 109 км. – «Ведомости&»). С 2010 г. в городе построено 16% к уже существующей улично-дорожной сети, рассказал Бочкарев на пресс-конференции, посвященной итогам 2018 г.

«Средний уровень загруженности дорог снизился, а средняя скорость увеличилась. И это несмотря на продолжающийся очень серьезный рост автомобилизации региона. Если бы мы ничего не сделали, все было бы ровно наоборот. Средняя скорость на дорогах упала бы на 80%, что фактически означало бы остановку движения в Москве», – говорил мэр Москвы Сергей Собянин, выступая в октябре 2018 г. с ежегодным отчетом в Мосгордуме.

За восемь лет средняя загруженность дорог снизилась, по словам Бочкарева, на 1–2 балла в том числе за счет строительства новых объектов. Между ТТК и МКАД по сравнению с 2013 г. пробок стало меньше (кроме 6–7 часов утра), в утренний час пик средняя скорость выросла на 14%, в вечерний – на 9%, писал «Яндекс» в исследовании московского трафика в 2017 г.

Предполагается, что самые масштабные дорожные стройки закончатся в 2023 г. В частности, к этому времени замкнется так называемое хордовое транспортное кольцо, состоящее из Северо-Западной, Северо-Восточной, Юго-Восточной хорд и Южной рокады.

Хорды, которые связывают окраины Москвы, многочисленные развязки через МКАД вносят свой вклад в борьбу с пробками в Москве и Подмосковье, говорит Бочкарев. Новые магистрали позволяют разгрузить потоки с перегруженных участков улично-дорожной сети и тем самым облегчают движение. «Важно, что Москва и Московская область сотрудничают в решении транспортных проблем. В свое время мы синхронизировали по времени работы по реконструкции вылетных магистралей и федеральных трасс за МКАД, что дало положительные результаты. В частности, с 2014 г. строится Центральная кольцевая автомобильная дорога. Она пройдет в 50 км от МКАД и возьмет на себя большую часть транзитного грузового транспорта в Московском регионе», – отмечает он.

Узкие места

Ежегодно в развитие транспортной инфраструктуры Москвы вкладывается 350–360 млрд руб., говорил Бочкарев. Эта сумма, по его словам, не изменится и в ближайшие годы. Для сравнения: доходы Московской области за восемь месяцев 2018 г. составили 417 млрд руб., по данным «Открытого бюджета Московской области». Но несмотря на все усилия, Москва пока еще едет не так быстро, как могла бы, говорят опрошенные «Ведомости&» эксперты.

Одна из причин – менталитет самих жителей, считают опрошенные «Ведомости&» эксперты. В западных городах человек часто вслед за работой меняет и место жительства, в Москве же большинство работодателей исторически расположены в центре, поэтому и передвижений по городу больше. При этом в пределах Третьего транспортного кольца, где как раз сосредоточены основные рабочие места, нового дорожного строительства не наблюдается, напоминает Дмитрий Котровский, председатель комитета по строительству «Опоры России». Ежедневно на работу из Московской области в Москву едут 3,2 млн человек, рассказывал год назад заместитель председателя правительства Московской области Игорь Тресков: около половины из них – на автомобиле, треть – на электричках и остальные – на автобусах.

«Проблема загруженности дорог и пассажирского транспорта в Москве, видимо, останется до тех пор, пока не будет решена проблема полицентрического развития города. Тогда будет минимизировано количество перемещений жителей и расстояния, на которые люди ежедневно перемещаются. Вполне вероятно, что в мегаполисах, подобных Москве, проблема транспортной загруженности в той или иной мере будет существовать всегда», – резюмирует Ольга Грицан, руководитель аналитического отдела Агентства стратегического развития «Центр». К 2035 г. в новой Москве должно появиться более 1 млн рабочих мест – таков утвержденный властями план развития этой территории.

Блинкин главным узким местом столичной транспортной системы называет дефицит ресурса улично-дорожной сети для автомобилистов. «На один автомобиль, эксплуатируемый в городе, приходится мизерное количество асфальта общего пользования (примерно 28 кв. м). Это многократно меньше, чем в городах мира, исторически приспособленных для массовой автомобильной мобильности», – отмечает он.

Количество автомобилей в Москве ежегодно растет примерно на 10%, указывает Бочкарев. При такой динамике еще пять лет назад реальной была угроза тотального транспортного коллапса. «Комплексная политика города, одним из приоритетов которой стал вопрос пробок, позволил нам избежать негативного сценария. Практика показывает, что строительство новых дорожных объектов ведет к улучшению дорожно-транспортной ситуации и увеличивает пропускную способность автомобильного транспорта в среднем от 20 до 30%. Результат такой работы наглядно продемонстрировали итоги реконструкции вылетных магистралей и развязок на МКАД», – говорит Бочкарев.

Текст: Наталья Денисова