Стройка в электронном виде

Два крупнейших города России, Москва и Санкт-Петербург, сократили количество процедур, которые девелоперам нужно пройти для согласования строительства, и перевели основные из них в электронный вид. Можно ли еще ускорить процедуры и сделать их проще?
Максим Стулов / «Ведомости»

Строительный сектор – один из основных индикаторов здоровья экономики страны, отмечают эксперты Всемирного банка в исследовании для рейтинга «Ведение бизнеса» (Doing Business). Застой и сокращение объемов строительства – очевидный сигнал экономических трудностей, тогда как бум в строительной индустрии всегда свидетельствует об экономическом росте. Неудивительно, что власти по всему миру фокусируются на проведении реформ, позволяющих сократить время и стоимость прохождения процедур в строительстве, указывают эксперты Всемирного банка.

Рейтинг «Ведение бизнеса» на примере эталонного объекта (см. врез) оценивает влияние административного регулирования на деятельность предприятий на протяжении всего их жизненного цикла в 190 странах мира.

Из российских городов в рейтинг эксперты включают два крупнейших – Москву (с 2005 г.; ее вес в общем показателе России – 70%) и Санкт-Петербург (с 2014 г.; дает остальные 30% от общероссийского показателя). С 2010 г. по показателю «получение разрешений на строительство» Россия поднялась на 64 строчки – до 115-го места.

Перевод услуг в электронный вид позволил госорганам заметно сократить затраты на свою деятельность и в конечном счете сэкономить деньги налогоплательщиков. Использование цифровых транзакций при документообороте в госуслугах обходится оператору в 20 раз дешевле, чем общение по телефону, в 30 раз дешевле, чем по почте, и в 50 раз дешевле, чем в очном режиме, говорится в «Отчете об эффективности цифрового правительства» (Digital Efficiency Report), опубликованном правительством Великобритании еще в 2010 г.

Чего добилась Москва

Количество процедур, которые необходимо пройти застройщику, зависит от многих факторов: типа объекта, месторасположения, вида использования, сложности объекта (строительство складов в чистом поле потребует меньше согласований, чем возведение высотного жилого здания в центре города) и т. д. Но есть основные процедуры, которые необходимо пройти любому застройщику: получение градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию и др. (подробнее см. врез). Примерно половина процедур проводится на федеральном уровне, половина – на региональном.

Всемирный банк ведет рейтинг «Ведение бизнеса» (Doing Business) с 2002 г.

В этом году рейтинг включает 11 групп индикаторов, в том числе регистрацию предприятия, регистрацию собственности, получение кредитов, защиту инвесторов, подключение к электросетям и получение разрешений на строительство. Индикатор «получение разрешений на строительство» рассчитывается для эталонного объекта – складского помещения площадью 1300 кв. м на земельном участке около 1 га, находящемся в собственности застройщика и имеющем соответствующее назначение (вид использования).

С 2010 по 2017 г. административные барьеры для застройщиков в российской столице снизились в 2 раза, свидетельствует исследование «Ведение бизнеса».

За это время процедур, которые нужно пройти застройщику, по данным экспертов Всемирного банка, стало меньше и они стали дешевле: в 2010 г., например, для получения разрешительной документации на строительство эталонного объекта нужно было пройти 48 процедур, теперь – только 15. Стоимость снизилась в 3 раза, а сроки сократились в 2 раза, свидетельствуют данные стройкомплекса.

В столице застройщики могут получить через портал мэра Москвы в электронном виде все основные услуги в сфере строительства и землепользования для всех видов объектов – от оформления ГПЗУ до ввода объекта в эксплуатацию, рассказывает руководитель департамента градостроительной политики города Сергей Левкин. Сервис работает для услуг, относящихся как к московскому, так и к федеральному законодательству. Сейчас это 19 услуг, с ноября будет 20.

Документы, которые нужны для предоставления услуги, чиновники запрашивают друг у друга напрямую, через систему межведомственного электронного взаимодействия. Требовать их от заявителя запрещено.

Первые процедуры в строительной сфере Москва перевела в онлайн-формат в 2013 г., и тогда на госуслуги в электронной форме было подано только 12% заявок. По итогам 2017 г. – уже 94%, говорит Левкин.

В Москве создана информационно-технологическая инфраструктура, которая помогает предоставить застройщикам сведения о ранее проведенных геологических и топографических исследованиях. С мая 2016 г. в состав ГПЗУ включается информация о существующих подземных коммуникациях и сооружениях, расположенных в границах земельного участка, из Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений. Чтобы создать Сводный план коммуникаций, понадобилось оцифровать информацию более чем из 300 000 документов, описывающих подземное пространство Москвы, накопленных с 1944 г., рассказывает Левкин.

В Москве создан и интегрирован в автоматизированную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИАИС ОГД) Государственный фонд материалов и данных инженерных изысканий (Геофонд Москвы). Сведения из ИАИС ОГД тоже предоставляются в электронном виде через портал мэра и правительства Москвы.

В 2017 г. в состав ГПЗУ добавилась информация о технических условиях подключения к инженерно-техническим сетям с максимальной нагрузкой в возможных точках подключения.

До этих реформ застройщикам приходилось обращаться за информацией об особенностях участка или о возможности его подключения к сетям в каждую профильную организацию и сетевую компанию отдельно.

А с 4 августа 2018 г. Градостроительный кодекс РФ разрешает регионам давать застройщикам в приложении к ГПЗУ информацию о материалах и результатах ранее проведенных инженерных изысканий. К маю 2019 г. столица рассчитывает принять поправки (они уже разработаны в стройкомплексе и готовятся к внесению в Мосгордуму), которые позволят выдавать материалы Геофонда Москвы застройщику вместе с ГПЗУ, при условии что они не содержат секретных сведений.

Наконец, в столице идет эксперимент по переводу в электронный вид услуг подключения к технологическим сетям (с техприсоединением связана примерно половина всех процедур в строительстве). Пока заявителям приходится обращаться за каждым присоединением отдельно – в «Мосводоканал», МОЭСК и т. д. Но с конца 2018 г. они смогут подавать единую заявку через портал мэра Москвы на выдачу технических условий, заключение договоров о подключении и выдачу актов о технологическом присоединении ко всем инженерным сетям. Число документов, которые нужно подавать заявителю, существенно сократится, ресурсоснабжающие организации будут через портал госуслуг подключены к системе межведомственного обмена данными, обещал Левкин.

Минстрой проведет экспертную оценку результатов эксперимента по переводу подключения объектов капитального строительства к сетям в электронную форму и, если эксперимент будет признан удачным, предложит варианты распространения этой практики на всю страну.

Чего добился Петербург

В Санкт-Петербурге все основные госуслуги в строительстве тоже переведены в электронный вид. «Два года назад, в 2016 г., мы создали государственную информационную систему Санкт-Петербурга «Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга» (ЕССК)», – рассказывает «Ведомости&» заместитель руководителя администрации губернатора Санкт-Петербурга, начальник проектного управления – проектного офиса Юлия Лудинова. ЕССК – это единое окно для застройщика, через которое можно подать заявления и получить результирующие документы в электронном виде, а также контролировать весь процесс оказания услуги и ведения строительства, объясняет она.

Но перевод процесса выдачи разрешений на строительство в цифровой вид и перевод процедур в электронный вид – это не совсем одно и то же, подчеркивает Лудинова. «Сегодня электронные услуги уже не являются чем-то необычным или сверхъестественным – это обязательное требование. Цифровизация процесса выдачи разрешений на строительство – более глубокая и комплексная задача, связанная с выстраиванием системных автоматизированных процессов в части накопления и обмена информацией о строящемся объекте и о застройщике на всех стадиях строительства», – объясняет она.

Сейчас в системе уже налажены процессы для взаимодействия органов власти, ресурсоснабжающих организаций и застройщиков, а также сформировано единое хранилище информации, где уже полученные разрешительные документы доступны и застройщику, и органам власти, рассказывает Лудинова. Но пока застройщику приходится самостоятельно обращаться в разные органы. Задача же в том, чтобы к системе было достаточно обратиться только для подачи и получения документов, а все согласования происходили бы внутри ее.

Сейчас Санкт-Петербург работает над расширением строительно-инвестиционного функционала ЕССК: внедрением возможности согласования проектной документации в электронной форме, обеспечением онлайн-сопровождения строительных проектов и формированием интерактивной карты объектов капитального строительства.

Что делать дальше?

Несмотря на прогресс, процесс согласования градостроительных проектов остается для застройщиков сложным. «Застройщики в Москве всегда закладывают риски сложных согласований в строительную смету, в среднем это 30–40% от себестоимости проекта», – говорит Виталий Стадников, доцент Высшей школы урбанистики им. А. А. Высоковского. В результате проекты оказываются переуплотненными – застройщики идут на это, чтобы компенсировать затраты (подробнее о позиции застройщиков – в статье «Девелопмент без препятствий» на стр. 02).

Полностью стандартизировать выдачу ГПЗУ невозможно, считает Стадников: особенности мегаполиса требуют более осторожного подхода к градостроительной политике.

Что можно сделать?

Нужен новый подход, говорит Левкин. Разрешения на строительство оформляются за семь рабочих дней. Дальнейшее сокращение сроков нежелательно по двум основным соображениям, объясняет он.

Во-первых, необходимо учитывать особенности мегаполиса с его насыщенностью коммуникациями и требованиями к соответствию градостроительной концепции новых объектов уже существующей застройке. Это требует дополнительного времени. Во-вторых, нельзя допускать, чтобы оптимизация повлияла на вопросы, связанные с безопасностью объектов, продолжает Левкин.

Нужно менять подход к взаимодействию участников процесса согласования строительной документации и застройщиков с сохранением качества строительства и безопасности строящегося объекта, объясняет он.

Сейчас на федеральном уровне обсуждаются варианты дальнейшей оптимизации процедур и новые подходы к взаимодействию власти и строительного бизнеса, говорит Левкин. Во многом выбор пути развития будет зависеть от того, каким видят будущее взаимодействие с застройщиками федеральные власти. Это решается именно сейчас. Московские наработки и практика могли бы быть в этом обсуждении полезны, надеется он. &

Текст: Татьяна Щукина, Мария Кунле