Одно окно на всю Россию

Строители жилья по всей стране смогут получать разрешения на строительство по единым правилам и через одну электронную систему, планируют федеральные власти. Крупнейшие мегаполисы страны уже прошли часть этого пути. Что из их опыта пригодилось бы на федеральном уровне?
Андрей Гордеев / Ведомости

Премьер-министр Дмитрий Медведев в начале августа поручил профильным ведомствам разработать паспорт национального проекта «Жилье и городская среда».

Задача проекта – снизить административную нагрузку на застройщиков, и ее целевой ориентир – двукратное увеличение жилищного строительства к 2024 г., до 120 млн кв. м в год. Эти цели поставлены указом президента России (так называемый майский указ, № 204 от 7 мая этого года. – «Ведомости&»), напоминает представитель «Дом.рф» (экс-Агентство ипотечного жилищного кредитования).

Одно из главных новшеств, предложенных в проекте, – дать застройщикам жилья возможность проходить административные процедуры в упрощенном порядке, по принципу одного окна, через уже действующую Единую информационную систему жилищного строительства (ЕИСЖС). Оператор этой системы – «Дом.рф». С 1 января 2018 г. ее используют застройщики, привлекающие средства дольщиков. Они размещают в ней разрешительную документацию на свои дома и все остальные сведения, которые по закону обязаны раскрывать. Конкретные предложения о том, какие процедуры и как смогут проходить через ЕИСЖС застройщики, сейчас разрабатываются.

Концепцию автоматизации разработали Минстрой совместно с «Дом.рф», ее реализация позволит сократить затраты застройщиков на подготовку документов за счет стандартизации требований к оказанию государственных и муниципальных услуг в жилищном строительстве и перехода к электронному взаимодействию, говорит представитель «Дом.рф».

Если предложенные новеллы будут реализованы, срок выполнения инвестпроектов в строительстве может быть сокращен на 6–18 месяцев в зависимости от объекта, считает директор направления «новый бизнес» Агентства стратегических инициатив Артем Аветисян. В согласовании строительства участвуют разные ведомства, и оформление документов с их участием требует много времени. Например, чтобы согласовать строительство в приаэродромной зоне, застройщик должен подать документы не только в муниципалитет, но и в Росавиацию и администрацию конкретного аэропорта (в последнюю документы нужно подавать лично и в бумажном виде), объясняет Аветисян. При переводе процесса в электронный вид экономия времени возникнет за счет ускорения обмена информацией между всеми участниками процесса, продолжает он.

Сейчас застройщик помимо необходимости очного посещения органов власти, офисов подведомственных и ресурсоснабжающих организаций получает услуги и информацию через огромный перечень электронных ресурсов, отмечает Аветисян. Федеральный и региональный порталы государственных и муниципальных услуг, информационная система обеспечения градостроительной деятельности,

федеральная государственная информационная система территориального планирования, перечисляет он. Кроме того, существуют федеральная информационная адресная система, ЕИСЖС, единый реестр заключений экспертизы. И это только часть общего списка ресурсов, с которыми сейчас должен взаимодействовать застройщик, тратя время. А государство все эти системы должно содержать. Единая электронная система по взаимодействию с застройщиком должна не только уменьшить время согласований, но и сократить затраты на поддержание дублирующих систем, говорит он.

Предложения Минстроя по созданию системы одного окна для застройщиков вошли не только в программу «Жилье», но и в проект «Трансформация делового климата», рассказывал представитель Минэкономразвития. По его словам, предполагается, что эти предложения будут распространены не только на жилищное строительство, но и на все остальные госуслуги в отрасли.

Благо для многих

Москва и Санкт-Петербург в цифровизации ушли далеко вперед: здесь в электронный вид переведены практически все существенные госуслуги для застройщиков. Но в среднем по стране, по данным Минстроя России на конец 2017 г, только 3% услуг в строительстве оказывалось в электронном виде. Президент Владимир Путин на заседании правительства в октябре 2017 г. назвал ситуацию с выдачей разрешений в регионах «безобразием». Проблемы в основном связаны с несоблюдением законодательства о градостроительной деятельности и касаются работы органов местного самоуправления, которые нарушают сроки оказания услуг, запрашивают лишние документы и согласования при предоставлении услуг, признавали тогда чиновники Минстроя.

В регионах ситуация складывается по-разному, говорит Виталий Стадников, доцент Высшей школы урбанистики им. А. А. Высоковского. Например, в Татарстане есть четкая иерархия и большая, чем в соседних регионах, ясность, как проходить процедуры согласования, в Свердловской области – относительно либеральный подход, а в Самаре – турбулентность административной структуры и неразбериха, приводит он примеры.

Уменьшить требования

Предложения, вошедшие в проект «Трансформация делового климата», Минэкономразвития разработало по поручению президента и правительства. Их цель – улучшить условия предпринимательской деятельности в стране, объясняет представитель министерства. Проект направлен на устранение избыточных, устаревших и противоречащих друг другу требований, содержащихся в нормативных правовых актах в области регистрации прав собственности, таможенного администрирования, градостроительной деятельности, защиты прав собственности, контрольно-надзорной деятельности и т. д. Важное положение проекта – перевод госуслуг в этих сферах в электронный вид.

Сейчас перечень административных процедур в сфере строительства отличается от региона к региону, как и порядок их прохождения (см. «Стройка в электронном виде», стр. 01), поэтому строительные компании при прочих равных предпочитают работать в тех регионах, где им знакомы особенности предоставления соответствующих государственных услуг, рассказывает Любовь Решетняк, старший менеджер практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору «PwC Россия».

Унификация процедур на федеральном уровне сделает процесс строительства более открытым и прозрачным и снизит административные барьеры, а это будет способствовать расширению географии деятельности существующих застройщиков и приходу новых игроков на рынок, убеждена она.

В целом ключевые административные процедуры в строительной сфере, включая получение разрешения на строительство, могут быть унифицированы для крупных городов всех регионов, включая Санкт-Петербург и Москву, считает она. Но у каждого крупного города есть свои градостроительные особенности, которые должны регулироваться на местном уровне. Больше всего это относится к мегаполисам – в них высокая плотность населения и застройки и сложная система инженерных коммуникаций и городских связей, говорит Решетняк.

Действительно, в Москве прохождение административных процедур в строительстве – более сложный и комплексный процесс по сравнению с регионами, отмечает партнер EY, руководитель группы по оказанию услуг компаниям секторов недвижимости, транспорта, инфраструктуры и государственным компаниям в СНГ Ольга Архангельская. «В Москве огромное количество исторически значимых зданий и сооружений, сложная транспортная и инженерная инфраструктура. Не говоря уже о том, что Москва в несколько раз больше других городов России по площади, количеству жителей, а также по показателю плотности населения, что не может не учитываться при разработке норм строительства и мер по его регулированию. Все это влечет за собой существенное увеличение количества не только самих процедур, но и учреждений, с которыми необходимо взаимодействовать застройщику», – объясняет она.

Учесть региональные особенности

Принцип одного окна при предоставлении государственных услуг, в том числе в сфере строительства, – очень важная задача, а с учетом того, что сейчас во многих субъектах РФ услуги в сфере строительства еще не переведены в электронный вид и региональных ресурсов на такой перевод у них нет, на федеральном уровне нужно в первую очередь сосредоточиться на автоматизации процедур в таких регионах, считает заместитель руководителя администрации губернатора Санкт-Петербурга, начальник проектного управления – проектного офиса Юлия Лудинова.

То, что предлагается сделать на федеральном уровне, в Санкт-Петербурге уже реализовано, подчеркивает она. Об этом же говорят и московские чиновники. Предлагаемая единая федеральная система (ЕИСЖС) относится только к объектам жилищного строительства, а объекты нежилого назначения в ней не учитываются. Но регламенты строительных процедур едины для всех видов объектов капитального строительства в стране, поэтому в петербургской городской Единой системе строительного комплекса (ЕССК) все услуги независимо от вида объекта переведены в электронный вид. «Если вдруг будет поставлена задача по разделению строительных процедур на связанные с жилищным строительством и связанные с нежилым строительством, то для нас это будет шаг назад», – объясняет Лудинова.

За первые восемь месяцев 2018 г. из общего объема ввода объектов капитального строительства в Санкт-Петербурге на жилую и нежилую недвижимость пришлось 62 и 38% соответственно, говорит она. В Москве это соотношение – 56% (жилая) на 44%.

Если придется проходить процедуры по жилищному строительству через федеральный портал, а по всем остальным видам объектов – через региональные порталы, это увеличит нагрузку на застройщиков, указано в замечаниях правительства Москвы к паспорту национального проекта. Правительство Москвы в своих замечаниях к проекту предлагает предусмотреть для столицы и других регионов с развитой информационно-технологической инфраструктурой возможность использовать собственные системы предоставления услуг с учетом их интеграции с федеральными, рассказывает заместитель руководителя департамента градостроительной политики Надежда Караванова. Ранее Москва планировала к 2021 г. интегрировать сервисы городского портала госуслуг с ЕИСЖС, Единым государственным реестром недвижимости и Единым государственным реестром заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

«В предложениях по региональной составляющей национального проекта «Жилье и городская среда» мы отметили, что необходимо обязательно предусмотреть возможность использовать региональные порталы государственных услуг для предоставления электронных услуг в сфере строительства. Надеюсь, в Минстрое России наши предложения учтут», – отмечает Лудинова. Город, говорит она, сможет интегрироваться с новой системой «при условии сохранения ЕССК как единого окна в сфере строительства в Санкт-Петербурге».

Было бы неправильно не принимать во внимание наработанную и хорошо зарекомендовавшую себя практику – нужно учитывать опыт регионов, уже внедривших электронные системы взаимодействия и согласования, говорит Архангельская. Возможно, стоит предусмотреть использование «региональных модулей» в федеральной системе, предполагает она. &

Текст: Татьяна Щукина, Мария Кунле